Иконописный промысел в Палехе сегодня.

В настоящее время в Палехе проживает пять с половиной тысяч человек. Каждый десятый житель Палеха — художник и имеет диплом Палехского художественного училища им. М. Горького.

Вид Палеха

Как и сто лет назад, сегодня в Палехе несколько иконописных мастерских. Кто-то работает узким кругом соучредителей или семьи, и лишь при наличии большого заказа привлекая свободных художников. Сама мастерская обычно находится в доме или в арендуемом помещении. Некоторые мастерские расширяясь, становятся многопрофильными предприятиями с современным менеджментом и организацией системы труда.

Почти во всех больших мастерских практикуется столь критикуемый в начале 20 века метод разделения мастеров на доличников и личников. Используют его, как правило, при выполнении стенных росписей и больших иконостасных комплексов.

В небольших мастерских или художниками-надомниками иконы пишутся одним мастером от начала и до конца. Такие мастера работают сдельно, по своей совести и умению, не роняя марки мастерской.

Большое значение в сохранении жизнеспособности промысла принадлежит Государственному музею палехского искусства, где находятся лучшие образцы палехской иконописи и лаковой миниатюры. Музей палехского искусства является уникальным музейным комплексом. В его структуре четыре мемориальных музея: Дом-музей П. Д. Корина, Дом-музей И. И. Голикова, Музей-мастерская Н. В. Дыдыкина, Дом-музей Н. М. Зиновьева. Основная цель всех музейных коллекций: представить Палех как центр народной культуры 17 — 20 вв., показать истинное значение человека, живущего в сельской глубинке, его творческую натуру, его духовный мир.

«Палех — село-академия народная», — так еще в середине 19 века охарактеризовал Палех хранитель христианских и русских древностей в первом в Москве публичном музее, заведующий архивом Оружейной палаты Г. Д. Филимонов. Это определение не утратило своей значимости и в настоящее время.